ПОБЕДИТЕЛИ
24-ГО ГРАН-ПРИ
«ЗА РУЛЕМ»
МАЛЫЙ КЛАСС
Лада Веста Cross
Лада Веста Sport не оставила шансов скромной Гранте и двум псевдокроссоверам в части техники и дизайна. Лидерство самой дорогой серийной Лады в этих номинациях очевидно. В упорнейшей борьбе самой практичной стала Гранта. Видимо, сыграла на руку более низкая цена по сравнению с кросс-седаном Веста.
Абсолютную победу, не оказавшись лидером ни в одной из отдельных номинаций, одержала Лада Веста Cross. Логичное продолжение прошлогоднего успеха в нашем Гран-при одноименной модели в кузове универсал и лидерства Весты на российском рынке.
КОМПАКТНЫЙ КЛАСС
Kia Ceed
Было бы наивно ожидать превосходства в техническом развитии «народных» Kia над двумя представителями немецкой школы, премиальным и полупре­миальным.
Пышущий свежестью Mercedes-Benz A‑класса с шикарной приборной панелью в стиле топового седана S‑класса заставил всех глотать пыль в «дизайнерской» дисциплине. Странно было увидеть столь скромный результат Гольфа. Неужели строгий немецкий Ordnung выходит из моды?
Практичность Мерседеса при его цене и стоимости обслуживания не могла быть оценена высоко. Из пары наиболее доступных машин выбор читателей на 100% логичен: хэтчбек удобнее седана. Перевес в последней категории позволил Сиду вырваться вперед.
СРЕДНИЙ КЛАСС
Toyota Camry
Битва в легковом среднем классе оказалась междусобойчиком представителей Азии. Вообще удивительно, что в медленно вымирающем под натиском кроссоверов сегменте на нашем рынке набралось целых пять новинок.
До начала голосования мы предполагали уверенную победу Camry, но никак не думали, что бестселлер добьется лидерства только в одной из трех категорий. Этого, впрочем, хватило для абсолютной победы.
Близкие баллы Лексуса и Тойоты за технику легко объяснить: агрегаты у этой парочки идентичные. Фастбек Kia Stinger смотрится в сложившейся компании белой вороной, что и подчеркнули читатели. Последнее место Дженезиса удивляет хотя бы потому, что эти машины часто попадаются в столичном потоке.
ВЫСШИЙ СРЕДНИЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ КЛАССЫ
Audi A6
Если предыдущую группу составили представители Кореи и Японии,
то этажом выше — сплошь «немцы».
Компанию Audi разбавил купеобразный седан Mercedes-Benz CLS, оттянув на себя большинство голосов за дизайн. «Семерка» Sportback, его прямой конкурент, была близка к лидеру, но всё же осталась второй.
По силовым установкам у трех Audi паритет. Перевес «восьмерке» обеспечили представительские «фишки» вроде сверхпродвинутой пневмоподвески, массажера ступней и новых систем безопасности.
Audi A6 для победы хватило превосходства в практичности. Тут читатели выдали машине аванс. Седан пока продается у нас только с мотором 340 сил и на фоне соперников дороговат. Но в конкретной компании новичков «шестерка», конечно, ближе всех к покупателю.
КОМПАКТНЫЕ КРОССОВЕРЫ
Volvo XC40
Интернационал в этой группе обещал интересную борьбу, но ее не вышло. Понятно, что Volvo XC40, как представитель премиума, является носителем самых продвинутых технологий, и всё же такого огромного превосходства над соседями по таблице мы не ожидали. Признание шведского дизайна тоже сюрприз. Mitsubishi, Toyota и особенно Citroen по художественной части смотрятся куда интереснее. Да и XRAY Cross отнюдь не статист: спасибо команде Стива ­Маттина.
Сиду, Camry и А6 перевеса в голосах за практичность хватило для абсолютной победы. Иксрею — нет. Наши читатели сочли Volvo тоже достаточно рациональной покупкой.
Средние кроссоверы
Hyundai Santa Fe
Китайский автопром прогрессирует с каждой новинкой и не забывает привозить их в Россию. Спрос в абсолютных показателях вроде бы невеликий, однако, к примеру, безвестный Zotye с нулевыми имиджем и рекламой продается на уровне Ситроена и Peugeot.
И все-таки народное голосование показывает, что машины из Поднебесной пока не на ведущих ролях. А в почете у наших автомобилистов, если в выборке нет немецких моделей, представители Кореи и Японии. Поклонники оппозитных моторов и симметричного полного привода обеспечили новому Форестеру превосходство в технике.
В двух оставшихся категориях «кореец» не оставил никому шансов, став первым и в «абсолюте». Обратите внимание: смелый дизайн респонденты оценили очень высоко!
СРЕДНИЕ ПРЕМИАЛЬНЫЕ КРОССОВЕРЫ И ВНЕДОРОЖНИКИ
Jeep Wrangler
Jeep Wrangler разбавил компанию типичных кроссоверов и абсолютно предсказуемо заткнул всех за пояс, собирая голоса по части практичности. С этим заокеанским «проходимцем» мало кто может сравниться на бездорожье, а это качество наш человек всегда ценит. Цена, конечно, немаленькая, но на фоне соперников далеко не самая пугающая.
Технически продвинутый и нестандартный внешне BMW X4 изо всех сил пытался испортить малину американскому «медведю», но не удалось.
К Ягуару I‑Pace читатели отнеслись, на наш взгляд, незаслуженно пренебрежительно. Если дизайн и вправду на любителя, то с такой технической начинкой машин на нашем рынке еще не было! И практичность, как оказалось, не такая уж низкая (см. с. 40).
Большие кроссоверы
Volkswagen Touareg
Пришел, увидел, победил — это про Volkswagen Touareg. Конкуренции в группе больших кроссоверов не получилось. Причем совсем. Chevrolet Traverse примечателен самим фактом появления в России: дескать, не поставил еще GM крест на нашем рынке. А в глазах авто­мобилистов машина эта малоприме­чательная.
Teramont и Touareg в начальных версиях близки по цене. Первый крупнее, второй навороченнее. Сражение на равных получилось только в разрезе практичности. Touareg выиграл с перевесом
в два с небольшим процента. Пожалуй, заслуженно. Его трансмиссия и пневмоподвеска на бездорожье дают больше ­возможностей.
БОЛЬШИЕ ПРЕМИАЛЬНЫЕ КРОССОВЕРЫ И ВНЕДОРОЖНИКИ
Mercedes-Benz G-класса
В этой группе собрались очень разные автомобили — от нежных кроссоверов до сурового «проходимца» Гелендевагена, от сравнительно доступного Лексуса до самого дорогого SUV в мире —
Роллс-Ройса.
С большим преимуществом в номинациях «Техника» и «Дизайн» победил Lamborghini Urus. Разве могло быть по-другому, когда у тебя 650 л.с., внешность суперкара и максимальная скорость 305 км/ч?
Разумной по премиальным меркам цене и семиместности Лексуса наши читатели предпочли запредельные внедорожные способности Мерседеса. Его перевес по части практичности оказался настолько велик, что G‑классу досталось и первое место в «абсолюте».
ЛЮКСОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
Аурус Сенат
По дизайну двухдверка Bentley Continental GT приглянулась нашим читателям больше, чем монументально-квадратные Аурус и Rolls-Royce. Она же первенствовала в категории «Техника». Аурус в этой номинации, на наш взгляд, достоин более высокого места, чем третье. Что касается технического совершенства, он не уступает «британцам». А ведь еще надо принять во внимание, что машину разработали с нуля и в короткие сроки.
Зато в оценке практичности патриотизм возобладал: с большим перевесом Аурус оказался первым. Очевидно, что именно отечественные люксовые седаны и лимузины мы будем видеть на улицах чаще, чем гостей из Туманного Альбиона.
СПОРТИВНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Audi RS 4
В сегменте спортивных машин неожиданное изобилие: шесть новинок. И это не считая Весты Sport, которую мы отнесли к обычным автомобилям малого класса. А тут — сражение детищ немецкого инженерного гения. Интересно, что Porsche 911 оказался в этой компании отнюдь не самым мощным.
Оценки за дизайн оказались очень близкими у всех. Audi RS 4 сочетает в себе умопомрачительную динамику с удобством обычного универсала, что и отметили участники голосования. На таком автомобиле вполне можно ездить каждый день. Седан BMW M5 и лифтбек Mercedes-AMG по практичности стоят чуть ниже, не говоря уже о купе и родстере.
КОММЕРЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИ
Mercedes-Benz Sprinter
На поле «коммерсантов» — междусобойчик двух представителей концерна Daimler. Ничего не поделаешь, других новинок в минувшем году на российском рынке не случилось.
Пикап наши читатели поставили выше фургона по техническому совершенству и дизайну, но тот отыгрался в категории «Практичность». Всё логично и предсказуемо. Жаль только, что обе машины будут редко встречаться на наших дорогах: новый Sprinter просто дорог, а X‑класс играет в не очень популярном в России сегменте пикапов.
Выбор журналистов издательства «За рулем»
По уже сложившейся за последние годы традиции редакция журнала «За рулем» учредила свои номинации, в которых отмечаются важные события в российском автопроме.
Ломая стереотипы
Электрокроссовер Jaguar I-Pace на электрозарядной станции Shell.
В этой номинации мы чествовали сразу две компании — Jaguar за ее электрокроссовер I—Pace и Shell за развитие сети электрозарядных станций на своих АЗС. ЗР считает, что извечный спор о том, что первичнее — наличие зарядной сети или электромобилей, можно решить только движением навстречу друг другу.
Событие года
Денис Дрягин, заместителя генерального директора ФГУП НАМИ, и Вадим Переверзев, главный конструктор проекта ЕМП (Единая модульная платформа)
Не каждый год и даже не каждое десятилетие в России появляется новый автомобильный бренд. Были попытки (Руссо-Балт, Маруся, ё-мобиль), но безуспешные. В короткие сроки силами НАМИ созданы машины под маркой Aurus, о которой заговорили даже за пределами России. И это достойно уважения.
За верность традициям
Mitsubishi Eclipse Cross
Несмотря на все сложности, Mitsubishi продолжает выпускать полноприводные автомобили — надежные, хорошо приспособленные для российских дорог. А в альянсе Renault—Nissan—Mitsubishi ее специалисты выступают одними из главных экспертов по полному приводу. Яркий пример — Mitsubishi Eclipse Cross, который дебютировал в 2018 году и по динамике продаж показал один из лучших результатов.
Инвестор года
В этой номинации два победителя — Daimler AG и Haval.

Запуск нового завода в нынешнее время — это подвиг. В завод каркасов кабин для грузовиков КАМАЗ и Mercedes-Benz вложено много труда и средств. Мы надеемся, что этот шаг позволит поднять потребительские качества и престиж КАМАЗов и в то же время позволит сделать более доступными грузовики Mercedes-Benz.
Объем производства — до 60 тысяч кабин в год, из которых около 15 тысяч пойдет на конвейер совместного предприятия «Даймлер КАМАЗ Рус», а до 45 тысяч будет задействовано на КАМАЗе. Речь идет о кабинах грузовиков Mercedes-Benz Actros (на фото) самого современного, четвертого поколения — в Германии их выпуск начали осенью 2011 года.
Вместе с тем Haval — первый китайский производитель, который столь серьезно вложился в нашу страну. Инвестиции составили 500 млн долларов! Мощность завода полного цикла в Тульской области — 150 тысяч машин в год. Здесь будут делать кроссоверы Haval F7, кросс-купе F7x и большой рамный внедорожник H9. Журналисты ЗР первыми побывали на сборочном конвейере накануне открытия завода — репортаж можно прочитать в апрельском выпуске журнала.
На заводе Haval в Тульской области будут выпускать кроссоверы Haval F7, кросс-купе F7x и большой рамный внедорожник H9.
За новую энергию
Lada Vesta CNG и Lada Largus CNG
Для России одной из реальных альтернатив бензину и солярке является, естественно, природный газ. Сжиженный пропан-бутан наши автомобилисты освоили давно, а вот сжатый природный газ до недавнего времени оставался лишь уделом грузового транспорта. Lada Vesta CNG и Largus CNG заводского исполнения — это серьезный шаг по внедрению голубого топлива на частный транспорт. Надеемся, что программа развития сети газозаправочных станций подстегнет интерес к таким машинам.
За вклад в Россию
Renault Arkana
Вкладываться в Россию можно не только деньгами, но и интеллектуально. Renault Arkana — машина, которая была придумана в России и создавалась в тесном сотрудничестве с московским заводом Рено Россия. И наш завод первым освоит выпуск Арканы, которая позже пойдет и в другие регионы. Все предсерийные прототипы были сделаны в российской столице и отправлялись в Европу для испытаний и доводочных работ. Тысячи тестовых километров были намотаны и по нашей стране. Мы рады, что ЗР был подключен к этому проекту с самого начала — когда Аркана существовала только в макетных образцах. Наши эксперты первыми поездили на серийном кроссовере и в ближайших выпусках журнала расскажут об этой машине во всех подробностях. Продажи Арканы начнутся в июне-июле, и она наверняка серьезно изменит ландшафт рынка кроссоверов.
Призовые Гранты вручены!